Западноевропейская риторика

16 Мар 2016 | Автор: | Комментариев нет »
Автор:
Людмила Введенская

Знакомство с историей западноевропейского ораторского искусства, знание его традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяют повысить риторическую культуру, способствуют лучшей подготовке к практической деятельности.

В истории ораторского искусства выделяется прежде всего античный период. Античная риторика возникла в Греции в V — IV вв. до н.э., сложилась в систему в III — II вв. до н.э. и распространилась в Риме в I веке до н.э.

Становление античной риторики как науки прошлого в Древней Греции, которая считается родиной красноречия. Родоначальниками риторики были классические софисты V века до н.э., высоко ценившие слово и силу его убеждения.
Теорию риторики активно разрабатывал филосов-софист Протагор из Абдер во Фракии. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой собеседники в споре защищают два противоположных взгляда.

Учителем красноречия, теоретиком ораторского искусства был и древнегреческий софист Горгий из Леонтин в Сицилии, который подчёркивал силу слова и роль языка в ораторском искусстве. Написанным им учебник риторики не сохранился.

Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было противоречивым. В начале слово софист имело положительный смысл, оно обозначало вообще человека талантливого, способного проявить себя в какой-либо деятельности, опытного в определённом искусстве.
В конце V века до н.э. софистами стали называть платных учителей красноречия и философии.
На первых порах софисты учили правилам логического мышления, правильным приёмам доказательства и опровержения. Однако очень скоро они отошли от этого. Главной их заботой становится подбор и применение различного рода словесных и логических уловок, с помощью которых можно добиться победы над противником. Они рассматривали диалектику как искусство, посредством которого можно доказать любое положение, каким бы нелепым оно ни было. Например, утверждая, что сделать необразованного человека образованным значит убить его, софист рассуждал следующим образом: «Став образованным, он уже не будет тем, чем был». Если софиста уличали во лжи, он выворачивался примерно так: «Кто лжёт, говорит о том, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать». Поэтому слово софист приобретает отрицательную окраску, его синонимами становятся лжемудрец, шарлатан, фокусник.

Таким образом, софисты, с одной стороны, нужны были афинским гражданам, так как помогали им овладеть искусством управления, обучали умению говорить, убеждать, спорить. Но, с другой стороны, их беспринципность, виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения, неустойчивость политических взглядов и позиций вызывали к ним недоверие и даже враждебность.
великий древнегреческий философ Сократ

С софистами яростно боролся великий древнегреческий философ Сократ, в совершенстве владевший диалектическим методом диалога.
Для Сократа диалектика – это философское искусство вести беседу с целью обнаружения, выявления истины.
Диалектик тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Иным был софистический метод обсуждения вопросов. Для софистов главное – одержать победу во что бы то ни стало, активно возражать против иной точки зрения.
Весьма значительным событием культурной жизни Афин было открытие в 391 году до н.э. Исократом первой риторической школы с регулярным обучением. Здесь готовили всесторонне образованных людей, политиков, знатоков права, истории, философии, литературы. Но главным в учебной программе было обучение искусству слова, умению вести дискуссию, полемику с оппонентом.

Как подчёркивал американский историк Вил Дюрант, в афинском государстве правил спор, и все были увлечены чудесною силою слова.
Воспитанники школы Исократа учились составлять судебные речи, полемизировать, защищать дела, которые казались безнадёжными, аргументировать противоположные точки зрения. Они старались блеснуть изобретательностью, найти веские доводы в защиту собственной позиции и опровергнуть доводы оппонентов.
защитник афинской рабовладельческой демократии

В школе Исократа очень высокие требования предъявлялись к тексту речи. Составитель прежде всего должен был пользоваться «теми средствами языка, которые были для всех доступны в живой речи современных им афинян». Тщательнейшим образом подбиралась лексика, устранялось «знание» (непосредственное следование друг за другом гласных на стыке слов), текст определённым образом ритмизировался, расчленялся на периоды (синтаксическое построение, в котором содержательные и ритмикоинтонационные структуры находятся в гармоническом соответствии между собой).

Из школы Исократа вышли такие известные риторы, как Гиперид, Эсхин, Ликург Афинский. Лучшим из учеников Исократа был знаменитый Демосфен.
Крупнейшим теоретиком античной риторики был древнегреческий философ и учёный Аристотель. Он заложил основы риторики как науки, неотделимой от логики и диалектики. Свои мысли о красноречии он изложил в таких известных работах, как «Аналитики», «Категории», «Поэтика» и в специальном труде «Риторика», единственном древнегреческом сочинении по красноречию, дошедшем до нас в целостном виде. «Риторика» состоит из трёх книг, в которых рассматриваются язык, стиль и структура публичной речи.

Значительное количество риторических трактатов, до сих пор не систематизированных и недостаточно изученных, дала новая эпоха античной культуры, обычно называемая эллинизмом. Эллинистическая риторика много внимания уделяла стилистическим явлениям в языке. Например, большой интерес представляют впервые переведённые на русский язык сочинения Дионисия Галикарнасского (8 год до н.э.) «О соединении слов» и
Деметрия (1 в. н.э.) «О стиле».

Под влиянием греческого ораторского искусства больших успехов достигает риторика в Древнем Риме, особенно во времена расцвета Римской республики.
Самым крупным теоретиком и практиком ораторского искусства Древнего Рима был знаменитый Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Значительное место в его риторической теории занимает учение об идеальном ораторе. Он ставил перед оратором три основные задачи:
• Доказать и одновременно продемонстрировать истинность приводимых фактов;
• Доставить слушателям эстетическое удовольствие;
• Воздействовать на их волю и поведение, побудить к активной деятельности.
…наилучший оратор тот, кто своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление, — подчёркивал Цицерон. – Учить – обязанность оратора, доставлять удовольствие – честь, оказываемая слушателю, производить же сильное впечатление необходимо.
Цицерон

Цицерон считал, что истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великих – величаво, о средних – стилем, промежуточным между обоими.
Выдающийся мастер слова утверждал, что «оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, жесты и грацию великих актёров». По его мнению, «красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».
Имя Цицерона стало символом ораторского искусства, а его мысли о красноречии не утратили своего значения и в наши дни. В 1972 году впервые на русском языке были полностью опубликованы его труды: «Оратор», «Об ораторе», «О знаменитых ораторах». Сохранились и изданы речи Цицерона, а также его письма.

Теорию риторики в Древнем Риме разрабатывал и знаменитый ритор Марк Фабий Квинтилиан. Он активно занимался обучением ораторскому искусству, руководил первой государственной риторической школой. Широко известен его главный труд под названием «Образование оратора или Марк Фабия Квинтилиана Двенадцать книг риторических наставлений» (в русском переводе А.С. Никольского, 1834), Вот что писал о цели своей книги сам автор: «Труд оратора обширен и разнообразен, почти всякий день новый, и никогда о нём не будет сказано всё. Тем не менее, я попытаюсь изложить из традиционных правил то, что есть в них самого лучшего, а что покажется мне нужным, изменю, добавлю, отброшу».
Квинтилиан утверждал, что идеальному оратору необходимо теоретическое образование и ораторская практика. Сочетание науки, знания и упражнения придаёт оратору способность свободного объяснения.
Сочинения Квинтилиана применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи.
Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать её теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, стали создавать методику обучения.
Античная риторика сложилась как нормативная дисциплина и входила в число семи «избранных наук».

Метки записи:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Западноевропейская риторика".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.