Виды делового общения

15 Янв 2016 | Автор: | Комментариев нет »
Автор:
Людмила Введенская

Деловая беседа – это форма межличностного общения, предполагающая обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленная на решение той или иной проблемы.

«Словарь современного русского литературного языка» в 20-м томе определяет основное значение слова беседа как «разговор (обычно продолжительный), обмен мнениями». Это подчеркивает диалогический характер беседы, обязательное участие в обсуждении двух сторон.
деловая беседа
Успех беседы во многом зависит от того, насколько хорошо собеседники знают друг друга, правильно ли уяснили особенности характера своего партнера и выбрали верный тон разговора с ним.
П. Мицич в книге «Как проводить деловые беседы» дает любопытную классификацию возможных типов собеседников и советует, как лучше вести себя с партнером определенного типа.

Приведем этот материал полностью, так как считаем, что он вызовет интерес у читателей и будет полезен им в практической деятельности:
Вздорный человек, «нигилист». Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе ее он нетерпелив, не сдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников и неосознанно наводит их на то, чтобы они не согласились с его тезисами и утверждениями. По отношению к нему следует вести себя таким образом:
• Обсудить с ним и обосновать спорные моменты, если они известны, до начала общей беседы:
• Всегда оставаться хладнокровным и компетентным:
• Неукоснительно следить за тем, чтобы по возможности решения формулировать его словами (при вашем содержании):
• Когда есть возможность, предоставить другим опровергать его утверждения, а затем отклонить их:
• Привлечь его на свою сторону, попытаться сделать из него позитивного участника беседы:
• Беседовать с ним с глазу на глаз в перерывах и паузах переговоров и совещаний, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции:
• В экстремальных случаях настоять на том, чтобы деловая беседа была приостановлена, а позднее, когда наиболее горячие головы, и в первую очередь «нигилист», остынут, продолжить ее:
• За столом или в зале заседаний поместить его в «мертвый угол».

«Позитивный» человек. Это, конечно, самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет вместе с ним подвести итоги беседы и спокойно и обоснованно провести дискуссию. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:
• Вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных случаев:
• Следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с этим позитивным подходом в данной деловой беседе:
• В трудных и спорных вопросах и ситуациях искать помощь и поддержку у собеседника этого типа:
• В группе собеседников посадить его там, где есть свободное место.

«Всезнайка». Этот думает, что он все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение, он всегда требует слова.
• Посадить его рядом с ведущем беседу:
• Время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться:
• Попросить его, чтобы он дал и остальным собеседникам немного потрудиться на решением:
• Дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения:
• При смелых и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выработать и выразить свою точку зрения:
• Иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить тот, кто ведет беседу.

«Болтун». Такой собеседник часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимание на время, которое тратит на свои выпады. Чтобы его нейтрализовать, надо:
• Как и «всезнайку», посадить поближе к ведущему беседу или к другой авторитетной личности:
• Когда он начнет отклоняться в сторону, его нужно тактично остановить:
• Когда он отойдет от темы беседы, спросить его, в чем он видит связь между только что сказанным и предметом обсуждения:
• Спросить поименно участников беседы, какое их мнение:
• В случае необходимости ограничить время отдельных выступлений и всей беседы:
• Следить, чтобы «болтун» не переворачивал проблемы «с ног на голову» только затем, чтобы посмотреть на них под новым углом зрения.

«Трусишка». Этот тип собеседника отличается недостатком уверенности в себе во время публичных выступлений. Он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что по его мнению, может выглядеть глупо или даже смешно. С таким собеседником нужно обходится очень деликатно, с чувством меры:
• Задать ему легкие информационные вопросы:
• Одобрить его, чтобы он развил свое замечание или вставленное слово в ряд предложений:
• Помогать ему формулировать мысли:
• Решительно пресекать любые попытки насмешки над ним или его высказываниями:
• Применять ободряющие формулировки типа «все бы хотели услышать и ваше мнение»:
• Специально благодарить его за любой вклад в беседу или замечание, но не делать этого свысока.

Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы, так как все это ему кажется недостойным его внимания и умственных усилий.
Что делать в таком случае? Любым способом необходимо:
• Заинтересовать его в обмене опытом:
• Спросит его: «Кажется, вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?»:
• В перерывах и паузах беседы попытаться выяснить причины такого его поведения.

Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:
• Задавать ему вопросы информационного характера:
• Придать теме беседы интересную и привлекательную форму:
• Задавать ему стимулирующие вопросы:
• Попытаться выяснить, что интересует лично его.

«Важная птица». Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных собеседников. Существенным элементом нашей позиции по отношению к такому собеседнику является тактика. В соответствии с которой:
• Нельзя позволять ему разыгрывать в ходе беседы роль гостя:
• Нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное с остальными участниками беседы положение:
• Не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих руководителей и других лиц:
• Всегда четко понимать, кто является инициатором данной беседы:
• Очень полезно в диалоге с таким человеком пользоваться методом «да — но».

«Почемучка». Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать все и вся. Как справиться с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:
• Всегда все вопросы, относящиеся к теме беседы, сразу же направлять на всех собеседников, а если он один, то переадресовывать вопрос ему самому:
• На вопросы же информативного характера отвечать сразу:
• Сразу призвать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.

Конечно, на практике все оказывается намного сложнее. Опыт показывает, что собеседники, которых можно было бы безусловно отнести к тому или иному типу, встречаются довольно редко. В большинстве случаев приходится иметь дело с людьми, сочетающими в себе черты разных типов, и можно говорить лишь о преобладании у них каких-либо характеристик. Поэтому один и тот же человек в различных ситуациях общения может повести себя по-разному:
«важная птица» стать «почемучкой», а «почемучка» превратится в «незаинтересованного собеседника» и т.д.

Все это необходимо учитывать, разрабатывая методику проведения конкретной беседы, чтобы стимулировать в собеседнике проявление тех качеств, которые будут способствовать решению проблем.

Как же строится деловая беседа? Какова её структура? Об этом читайте, в следующих наших выпусках.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Виды делового общения".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.