Риторика религиозного мировоззрения

16 Мар 2016 | Автор: | Комментариев нет »
Автор:
Людмила Введенская

Главной особенностью средневековой культуры является её глубокая и очень сложная взаимосвязь с религией. В средние века церковь была самым крупным феодальным землевладельцем. Она занимала господствующее положение в экономике, политике, идеологии. Религия служила оправданию и укреплению феодального строя. Богословию были подчинены все социальные институты, философия, наука, образование, искусство. Идеи, не согласуемые с учением церкви, не признавались, всякая живая, свободная мысль подавлялась. Это тормозило, сдерживало развитие духовной жизни средневекового общества.

Система религиозного мировоззрения наложила свой отпечаток на все достижения того времени, в том числе и на ораторское искусство.

Риторика средних веков

Христианство как религия
Как справедливо писал А.Г. Тимофеев в своих «Очерках по истории красноречия», «средневековое красноречие не могло обладать творческой силой истинного искусства, но оно должно было оставаться на почве чистой риторики, жить одной внешней формой, в причудливой обработке которой тогда видели сущность красноречия. Оратору не было места в государственной жизни». Основным видом было духовное красноречие, которое стало мощным инструментом церкви по защите и укреплению своих позиций и сильным средством воздействия на народные массы.

Служители церкви должны были пересказывать религиозные догматы, толковать библейские легенды, воспитывать прихожан в духе смирения и покорности. Основным методом влияния на слушателей становится не убеждение, а внушение. Начинает развиваться гомилетика – наука о христианском церковном проповедничестве.

К числу знаменитых религиозных проповедников относят епископа г. Кесарии в Малой Азии Василия Великого (330 — 379 гг.); епископа Константинополя Иоанна Златоуста (350 — 407 гг.), чьё имя стало нарицательным для обозначения красноречивого оратора; епископа г. Гиппон в Северной Африке Августина Блаженного (354 — 430 гг.), который использовал достижения формальной риторики; испанского архиепископа Исидора Севильского (560 — 635 гг.); англосаксонского летописца и монаха Беды Достопочтенного (673 — 735 гг.), уделявшего много внимания фигурам и тропам.

В период позднего средневековья громадное влияние на современников оказывали речи настоятеля монастыря доминиканцев во Флоренции Савонаролы (1452 — 1498 гг.). он выступал против тирании Медичи, обличал папство, призывал церковь к аскетизму. «Иногда, сходя с кафедры, — писал он, — я думаю про себя: лучше мне не говорить и не проповедовать об этих вещах, но оставаться в покое и предоставить всё воле Божьей. Но когда я опять стою здесь, я не могу преодолеть себя и действовать иначе. Божье слово становится во мне огнём, который горит в моём сердце и сжигает меня».

Схоластическая риторика

религиозно-философское учение
С появлением средневековых университетов в XI — XII веках зарождается университетское красноречие, которое тоже не могло развиваться свободно от церкви. Господствующее положение в науке занимала схоластика (от греч. Scholastikos – школьный, учебный), религиозная философия. Наиболее характерными чертами её было стремление опираться на «авторитеты», главным образом церковные, и полное пренебрежение к опыту.
Свои доказательства схоласты черпали, прежде всего, из «священного писания».

Самое яркое выражение схоластика нашла в сочинениях католического богослова XIII в. Фомы Аквинского, заявлявшего, что всякое познание является грехом, если только оно не имеет своей целью познание Бога.
Как отмечают исследователи, наука находилась в заколдованном кругу авторитета и традиций. Показателем эрудиции учёного считалось знание возможно большего числа цитат pro и contra какого-либо положения. Важным признаком учёности являлось знание латинского языка, умение использовать в своей речи латинские слова и выражения.
Лекции в университетах читались профессорами по большим рукописным книгам в тяжёлых переплётах. Книгопечатания тогда ещё не было, поэтому, чтобы сохранить книги, их нередко приковывали к кафедре цепями.
Задача лектора состояла в комментировании студентам прочитанного текста.
Догматизм, цитатничество, начётничество, а также погоня за внешней формой, игра логическими понятиями становятся основными приёмами схоластической риторики.

Эпоха Возрождения мировой культуры

Зарождение капиталистических отношений в недрах феодальной формации оказало огромное влияние на развитие всей культурной жизни стран Западной и Центральной Европы. Начинается новый этап в развитии мировой культуры – Возрождение.
развитии мировой культуры
Главным выражением произошедшего в культуре величайшего переворота становится гуманизм (от лат. homo – человек, humanus человеческий).
На первый план выдвигается человек как личность.
Ценятся его ум, воля, способности, нравственные качества, признаётся его право на свободу, самостоятельность, счастье независимо от социального положения, принадлежности к знатному роду. Утверждается красота и достоинство человека, сила его разума и энергии.

Важное значение для формирования культуры Возрождения имело обращение к великому реалистическому наследию античности. Гуманисты перевели произведения почти всех философов, поэтов, ораторов; освободили многие античные произведения от средневековых искажений.

Передовые люди XIV — XV вв. были убеждены, что только через возрождение античной культуры после многих столетий средневекового варварства и невежества можно прийти к истинному познанию человека.
В середине XV века. Немецкий изобретатель Гутенберг создал европейский способ книгопечатания, который стал применяться во многих странах.
Рост книгопечатания способствовал широкому распространению античного наследия и новых гуманистических идей.

Возрождение освободило ораторское искусство от религиозно-схоластических пут и способствовало его дальнейшему развитию.
Большое влияние на искусство слова оказали вожди реформации (Мартин Лютер в Германии; Жан Кальвин во Франции; Ульрих Цвингли в Швейцарии), а также руководители крестьянских войн (Гильом Каль во Франции; Джон Болл и Уот Тайлер в Англии; Ян Гус и Ян Жижка в Чехии; Томас Мюнцер в Германии и др.).

Светский характер приобретает судебное красноречие. Значительно усиливается авторитет римского права. Громадное влияние и авторитет приобретает Цицерон, ставший для судебных деятелей идеалом, к которому надо стремиться. Появляются труды по теории судебного красноречия, например, «Диалог об ораторах» Луазеля.
Начинает развиваться торговое, парламентское, военное красноречие. Значительно расширяется круг проблем, которые стали предметом ораторских речей. Это вопросы политики, права, экономики, нравственности, религии. Риторика отходит от латинских учебных пособий, обогащается живой национальной речью.
Начиная с эпохи Возрождения, доминантой всех европейских национальных элементов развития риторики, по мнению специалистов, является её «литературизация».
«Постепенно формируются логическое и собственно художественное, стилистическое направления в риторике, что определяло её тяготение, с одной стороны, к грамматике, а с другой – к поэтике».
Ораторское искусство становится неотъемлемой частью культуры нового времени.

Метки записи:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Риторика религиозного мировоззрения".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.