Риторика Древней Руси и до Ломоносовского периода

18 Мар 2016 | Автор: | Комментариев нет »
Автор:
Людмила Введенская

Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика ещё в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась высоким уровнем мастерства.

Первый шаг развития русской риторики способствовал образ жизни славян, их культурные традиции и обычаи. Все важнейшие вопросы, связанные с заключением войны и мира, установлением гражданского согласия, развитием торговых отношений, решались на городских площадях, куда сходились все жители.

Грамотность в Древней Руси не была привилегией только представителей господствующего класса. Ею владели, как свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на ремесленных изделиях, и простые горожане. Открывались школы для юношей. В 1086 году сестра Мономаха устроила при одном из монастырей в Киеве школу для девушек. Значительную роль в деле образования и просвещения играл Киево-Печерский монастырь, представляющий собой по сути высшее учебное заведение средневекового типа.

С принятием христианства и усвоением церковно-славянской письменности Русь при болгарском посредничестве получила доступ к основным памятникам греческой, латинской, раннехристианской, византийской культуры. В монастырских библиотеках, наряду с богослужебными книгами, хранились светские сочинения: летописи, географические описания, военные и исторические хроники.

Примечательны слова профессора В.А. Якимова. В книге «О красноречии в России до Ломоносова» (1838 г.) он пишет: «Владимир заводит училища, сооружает храмы: вот и места, где дар говорить хорошо, ясно и убедительно уже мог оказывать благотворное действие. Преемник его заботится о возможном умножении и распространении книг духовных: вот и образцы, из коих можно было получать понятие об искусстве; он рассылает по городам священников для наставления народа: вот и прекрасное поприще для первых покушений ораторства…».
Автор подчёркивает, что герои и крупные деятели Древней Руси умели и сильно чувствовать, и ярко выражать свои чувства.
древнерусский оратор Кирилл Туровский
Золотым веком древнерусского красноречия считается XII век.

В это время появляется знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха; «Слово Даниила Заточника»; выдающийся памятник культуры «Слово о полку Игореве», проникнутый глубоким патриотизмом, призывающий к единению всех русских земель и др.
Крупным древнерусским оратором был Кирилл Туровский.
Его поучения и проповеди – великолепные образцы красноречия. «Достопамятный вития наш XII века», «воссиявший паче всех на Руси», — так говорили о нём современники.

Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях». Это произведение состояло из семи глав, в каждой из которых соответствующая наука («мудрость»), а именно: грамматика, риторика, диалектика, мусика, арифметика, геометрия, астрономия – представляла себя, объясняла сущность своего учения, говорила о его пользе, связи с другими науками и т.д.
По утверждению исследователей, «Сказание» было создано на русской почве самостоятельно во втором десятилетии XVII в. Это сочинение легло в основу первых русских учебников по теории красноречия.

Наиболее ранние списки первой русской «Риторики» относятся к 1620 году.
Книга пользовалась большой популярностью, её знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, во многих монастырях. В течение многих десятилетий она была единственным учебником в России.
Известны 36 списков этой работы. «Риторика» состоит из двух книг:
«Об изобретении дел» и «Об украшении слова».

В первой книге «Риторики» излагается риторическое учение в целом, даётся определение ритору, риторике, описываются «обязанности» ритора, подробно рассматривается «изобретение» речи, создание доказательств в четырёх родах речи: учебном, совещательном, хвалебном и судебном; рекомендуются приёмы к возбуждению страстей.
Вторая книга «Риторики» содержит учение о тропах, рассматривает фигуры речи, говорит о подражании образцовым риторам и умелом использовании стилей речи.

Значительное количество риторик появилось в эпоху петровских преобразований, в конце XVII начале XVIII века.
Наиболее известные среди них:
• «О риторическом стиле» Софрония Лихуда
(перевод Козмы Афоноиверского, 1698);
• «Риторика» Михаила Усачёва (1699);
• «Риторическая рука» Стефана Яворского
(1698, перевод Фёдора Поликарпова – 1705);
• Риторики Андрея Белобоцкого;
• «Книга всекрасного златословия» Козмы Афоноиверского (1710);
• «Старообрядческая Риторика» в 5 беседах (1706 – 1712).

Подробное описание этих произведений даётся в книгах:
• «Риторика в России XVII – XVIII вв.» В.П. Вамперского (1988);
• «Теория и практика русского красноречия» Л.К. Граудиной и К.М. Миськевич (1989);
• «История русской риторики: Хрестоматия» В.И. Аннушкина (1998);
• «Русская риторика» Л.К. Граудиной и Г.И. Кочетковой (2001).
сподвижника Петра I

Большую роль в развитии русского красноречия сыграли труды выдающегося государственного и церковного деятеля, писателя, просветителя, сподвижника Петра I Феофана Прокоповича (1681 – 1736 гг.).
В его сочинениях содержится много практических рекомендаций и советов для ораторов. Например, в одной из своих работ он пишет:
«следует соизмерять повествование и описание предметов с самими предметами, а не со словами или стихами. Но для ясности описания следует избегать двусмысленных слов и выражений, излишней изощрённости, частых острот и нагромождения лиц и предметов. Для всех описаний общими и главнейшими являются два достоинства: ясность и краткость, причём та и другая способствуют наглядности предмета».

Большое распространение в России имели также латинские риторики, так как преподавание в учебных заведениях велось на латинском языке.
Интерес представляет риторическое обучение в духовных академиях и старообрядческих общинах. В библиотеках Москвы, Киева, Санкт-Петербурга хранятся многочисленные рукописи учебников, различные сборники с риторическими статьями и школьными речами.

Риторика Ломоносовского периода

Значительный шаг вперёд сделала риторика Ломоносовского периода. Огромную роль в развитии риторики сыграл сам М.В. Ломоносов, которого Н.М. Карамзин назвал «отцом российского красноречия». С именем М.В. Ломоносова связано подлинное искусство публичного слова, отвечающее интересам общественного прогресса в России.
портрет учёного М.В. Ломоносова

Первую краткую риторику он написал предположительно в 1743 году. Она называлась «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия».
Однако этот вариант был отвергнут академиками-немцами.
Так, Г.Ф. Миллер при рассмотрении рукописи заявил: «Я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить и украсить её материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, представить её Академии».
Но Михаил Васильевич Ломоносов «ослушался» и свою вторую, «пространную», риторику «Краткое руководство к красноречию» тоже написал по-русски, простым, доходчивым и образным языком.
Первое печатное издание этой «Риторики» появилась в 1748 году.

«Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определявший развитие этой науки в России не только в XVII веке, но и в последующие периоды. В нём учёный уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.
«Риторика» содержит традиционные разделы: об изобретении, об украшении, о расположении, но в их рамках Ломоносов высказывает много новаторских идей – о классификации стилей, о взаимоотношениях русского и церковно-славянского языка, об особенностях национального языка и др. Учёный был сторонником строгой нормализации языка. «…Ежели в народе слово испорчено, то старайся оное исправить», — рекомендовал он.
Сочинение Ломоносова стало настольной книгой образованных читателей XVII века и принесло учёному громкую славу. В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» назвал «Риторику» М.В. Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». В.Г. Белинский считал её «великою заслугою своего времени».
Книга считалась одной из самых популярных. В канцелярии Академии сохранился рапорт о том, что «купцы (книготорговцы) беспрестанно спрашивают» «Риторику» — Ломоносова. В XVIII веке она выдержала семь изданий (последнее – в 1797 г.), в начале XIX века – два (1805 г. и 1810 г.).

Мысли основателя отечественной риторики в той или иной мере развивали передовые общественные деятели, учёные, педагоги.
Были изданы такие работы, как:
• «Письмовник» Н.Г. Курганова (1769 г.);
• «Краткое руководство к оратории Российской, сочинённое в Лавровской семинарии в пользу юношества, красноречию обучающегося» Амвросия (1787 г.);
• «Детская риторика, или Благоразумный вития, к пользе и употреблению юношества сочинённая» (1787 г.);
• Учебное пособие «Риторика в пользу молодых девиц, которая равным образом может служить и для мужчин, любящих словесные науки» Г.А. Глинки (1797 г.)
и др.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Риторика Древней Руси и до Ломоносовского периода".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.