Риторические навыки и умения

19 Окт 2016 | Автор: | Комментариев нет »
Автор:
Людмила Введенская

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык – это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом.
Какие же навыки необходимо иметь оратору?
К основным навыком оратора относятся следующие:
• Навык отбора литературы,
• Навык изучения отобранной литературы,
• Навык составления плана,
• Навык написания текста речи,
• Навык самообладания перед аудиторией,
• Навык ориентации во времени.

Из приобретённых навыков складывается умения оратора.
Он должен уметь:

• Самостоятельно говорить выступление,
• Доходчиво и убедительно излагать материал,
• Отвечать на вопросы слушателей,
• Устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией,
• Применять технические средства, наглядные пособия и т.д.

Если какие-либо навыки или умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Предположим, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать его в аудитории. Вам удаётся заинтересовать своим выступлением аудиторию, но вы не научились укладываться в отведённое для выступления время и не успеваете высказать основные положения речи, вы теряетесь, отвечая на вопросы слушателей. Бесспорно, это снижает качество ораторской речи.

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как выступающий знает предмет речи. Только в том случае, если оратор хорошо разбирается в теме своего выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникшие вопросы, он может рассчитывать на внимание слушателей.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомлённым в области литературы и искусства, науки и техники.
Нельзя забывать, что оратор не только создатель, но и исполнитель речи. Поэтому недостаточно подготовить интересное по содержанию выступление, нужно научиться выступать с речью, т.е. овладеть методикой ораторского искусства. И здесь всё важно: громкость голоса, интонация, темп и ритм речи, пауза, жесты и мимика, манера держаться, поведение на трибуне.

Даже если один и тот же оратор произносит две речи, одинаковые по содержанию, но отличающиеся по манере исполнения, то оценка слушателями как личности оратора, так и его речи будет разной. Оратор, которому удаётся расположить аудиторию доверительным к ней обращением, уважительным отношением, приятным голосом, приветливой улыбкой и другими средствами, несомненно, добьётся успеха у слушателей, и, наоборот, пренебрежение к аудитории, неуверенность в поведении выступающего, невыразительный, бесстрастный голос вызовут отрицательное отношение к оратору и его речи со стороны аудитории.
типичные ошибки оратора

Индивидуальные особенности оратора

Следует также учитывать, что каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. По этому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов.
Так, Цицерон в труде «Об ораторе» называл три типа.
К первому он относил ораторов «велеречивых, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». По его словам, это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца».
Ко второму типу, по классификации римского теоретика, принадлежат ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, всё разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так сказать, и сжатой речи».
Третий тип ораторов Цицерон характеризовал так: «…средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых: он соприкасается с обоими, но не выдаётся ни в ту, ни в другую сторону, близок им обоим, или, вернее говоря, скорее не причастен ни тому, ни другому».

В современной литературе по ораторскому искусству также выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства – логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.
Конечно, деление ораторов на типы в определённой мере условно, но имеет под собой научную основу. Академик И.П. Павлов в своих трудах обосновал наличие у человека двух крайних типов высшей нервной деятельности – художественного и мыслительного.
В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь. Отсюда и разные типы ораторов. Кроме того, когда говорится о разных типах ораторов, то учитывается, какая сторона речи преобладает – эмоциональная или логическая.

Каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной.
Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевлённо, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Вначале он может произвести сильное впечатление, увлечь своей эмоциональностью, но затем у слушателей наступает разочарование, так как они убеждаются, что в выступлении, кроме громких фраз и пафоса, ничего нет.
Поигрывают и те, кто говорит бесстрастно, не эмоционально.
Если оратор не использует богатые возможности интонации, не разнообразит темп речи, не продумывает заранее, где сделать паузы, то его выступление звучит монотонно, однообразно, требует от аудитории большого напряжения и самодисциплины.

Метки записи:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Риторические навыки и умения".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.