Призыв из прошлого о речи

19 Дек 2016 | Автор: | Комментариев нет »
Автор:
Людмила Введенская

Можно ли сомневаться в том, что интонация присуща речи с начала её зарождения? Думаем, что нет. А вот на вопрос, когда на неё обратили внимание, когда она стала объектом научного изучения и почему, ответить без знания истории науки трудно.
Интонация заинтересовала прежде всего теоретиков ораторского искусства ещё в античные времена. Оратор должен уметь говорить чётко, ясно, чтобы все понимали, о чём он ведёт речь. Кроме того, оратор должен воздействовать не только на разум, но и на чувства слушателей, должен уметь завоевать их симпатию, склонить на свою сторону, вызвать нужную ему реакцию. Он должен знать, как это сделать, какие средства звучащей речи необходимо для этого использовать. Вот почему ораторы Древней Греции и Древнего Рима, закладывая основы ораторского искусства, писали и об интонации.
В их трудах, дошедших до нас, описана речевая мелодия, определено её отличие от музыкальной, охарактеризованы ритм, темп, паузы, говорится о важности разделения потока речи на смысловые части. Можно, действительно, сказать, что интонацией стали интересоваться со времён легендарного Ромула, основавшего Рим.
Проблема интонации привлекла теоретиков публичной речи и в средние века. Но для нас больший интерес представляют работы, появившиеся в России в 18 столетии. Именно в это время формулируются основные теоретические положения ораторского искусства, которые остаются актуальными и в наши дни.
Одним из таких теоретиков был М. В. Ломоносов. Часть четвертая его «Краткого руководства к риторике» называется «О произношении». Здесь он пишет о том, что произношение «имеет великую силу», поэтому «кто подлинный ритор быть желает, тот в приличном слову произношении должен часто упражняться и наблюдать следующие правила». Каковы же они? М. В. Ломоносов советует:
совет от М. В. Ломоносова
Используя термин голос, М. В. Ломоносов имеет в виду интонацию. Он обращает внимание оратора на изменение тона, его повышение или понижение, на силу звучания, пишет об особенностях интонации вопросительных и восклицательных предложений, о тембре при передаче различных эмоций. В следующем параграфе речь идёт о членении высказывания на смысловые отрезки, о паузах, которые оформляют это деление, и наконец, о темпе речи. Процитируем М. В. Ломоносова:
цитируем М. В. Ломоносова
В 18-19 веках с развитием театрального искусства интонацию начинают рассматривать как важный элемент сценической речи. Для актёра, как и для оратора, звучащая речь — основное средство передачи мыслей, чувств, средство воздействия на зрителей, поэтому актёр должен уметь использовать все возможности языка, знать его законы.
Специалисты по выразительному чтению, актёрскому мастерству, сравнивая сценическую речь с обыденной, определили особенности её интонации. На примере анализа художественного произведения они показали, какую функцию выполняет интонация, каковы её составляющие, с какой интонацией следует читать, то или иное произведение.
Особое внимание уделялось связи пунктуации с характером произношения текста, подчёркивалось, что знаки препинания определяют место пауз и их длительность, указывают границы речевых отрезков, требуют повышения или понижения тона. Важно знать, что уже в то время правильно определили зависимость интенсивности произношения от логического ударения, от порядка слов в предложении, от того, к какой части речи принадлежит слово, каким членом предложения является и какое место в нем занимает.

Теоретические высказывания о характере русской интонации и советы по практическому её использованию в сценической речи обобщил и развил дальше К. С. Станиславский. В сочинениях «Работа актёра над собой», «Работа актёра над ролью», «Моя жизнь в искусстве» он неоднократно обращается к вопросу о звучащей речи, высказывает ряд интересных суждений и всегда облекает их в живую, красочную, увлекательную форму.
Читать его сочинения — одно удовольствие. Многое иначе начинаешь воспринимать и понимать. Вот, например, как он описывает нашу речь, наше произношение:
описание нашей речи
Проводя эксперименты со своим голосом, следя за его изменениями в результате специальных упражнений, внимательно прислушиваясь к интонации драматических и оперных актёров, беседуя с мастерами сцены об их работе над голосом, Станиславский пришёл к выводу: характер интонации, окраска голоса зависит как от звучания гласных, так и согласных. Он любил повторять фразу: «Гласные — река, согласные — берега». Пение с рыхлыми согласными, по образному выражению Станиславского, уподобляется реке без берегов, превратившейся в разлив с болотом, с топью, в которых вязнут и тонут слова.
Разрабатывая теорию интонации, он стремился осмыслить роль и функцию согласных в звучащей речи, их отличительные физиологические и акустические особенности. Так, о сонорных и звонких шумных согласных пишет:
роль и функция согласных в звучащей речи
По глубокому убеждению Станиславского, чтобы Овладеть в совершенстве интонацией, необходимо знать, При каком положении рта, губ, языка они образуются, то есть знать устройство речевого аппарата, его резонаторов. И не только знать его устройство, но и чётко представлять, какой оттенок приобретает звук в зависимости от того, в какой полости он резонирует, куда направлен. Например, специалисты по вокалу считают, что звук, который «кладётся на зубы» или посылается «в кость», то есть в череп, приобретает металл и силу, звуки, которые попадают в мягкие части нёба или в голосовую щель, резонируют, как в вате.
А губы? Насколько важна для образования звуков хорошо развитая их артикуляция. Вот какой, по словам Станиславского, она бывает у натренированного артиста:
для образования звуков
Конечно, не у каждого человека бывает сильный, гибкий, с большим диапазоном голос. Он может быть хриплым, гнусавым, очень слабым, блеклым, невыразительным. Станиславский предупреждает, что некоторые недостатки вокала неисправимы, таково их природное свойство или результат болезни голоса. Но чаще всего голосовые изъяны можно устранить с помощью правильной постановки звука, а при болезни — с помощью лечения. В любом случае надо использовать все средства, чтобы быть всегда «в голосе», то есть «чувствовать, что можешь управлять своим звуком, что он повинуется тебе, что он звучно и сильно передаёт все мельчайшие детали, переливы, оттенки творчества».
«Как же этого добиться?» — спросите вы, дорогой читатель. Ведь вам тоже нужно знать это. Особенно если вы мечтаете служить искусству, быть актёром или станете учёным и ваш долг — нести знания народу, выступать с лекциями. Да кем бы вы ни стали, политиком, бизнесменом, врачом, учителем, юристом, священником — следует научиться владеть и управлять своим голосом.
Известная французская актриса Марина Влади вспоминает, как В. Высоцкий готовился к выступлениям:
как В. Высоцкий готовился к выступлениям
Примечателен и такой факт. Станиславский, приступив к занятиям по исправлению своей речи, дал обет:
«Буду все время, постоянно следить за собой и за постановкой голоса! Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путём я разучусь говорить неправильно».
Не следует ли и всем нам прислушаться к этому совету? Ведь с помощью интернета мы можем найти любые ответы и рекомендации по любому возникшему вопросу. Было бы желание и сила воли.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Призыв из прошлого о речи".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.