Практическая методика «Тихое Сидение»

3 мая 2015 | Автор: | Комментариев нет »
Автор:
Сергей Гришин

Как известно цивилизация нам подарила не только телевизор и автомобиль, но как бесплатное приложение к ним, также гиподинамию и стрессы: тело у нас недогружено, а психика перегружена.

Для борьбы с первой бедой была придумана физкультура и спорт (впрочем, спорт с его победами над другими — зрелищно, престижно, повышает самомнение, но отнюдь не здоровье и духовный уровень).

Для борьбы же со стрессами европейская культура ничего серьёзного не предложила (разве что лекарства), и здесь оказались очень кстати восточные методы, где психорегуляция — давняя и глубоко разработанная традиция.
Один из таких методов саморегуляции, несложных на начальном этапе, — просто тихо посидеть, соблюдая определенные правила.

Нам легко себе представить древнего монаха, тихо сидящего и повторяющего свои молитвы или мантры. Зачем он это делает?
Что происходит в это время с его сознанием?

Легенда рассказывает, что буддийский монах Бодхидхарама в VI веке просидел 9 лет, уставившись взглядом в стену, чем поразил китайцев, и только тогда они стали его слушать. И Дамо начал обучать монахов воинским искусствам (ушу) — особой гимнастике, закаляющей и укрепляющей тело.
Создал «чайную церемонию» — ритуальное чаепитие, чтобы не дремали, когда не положено…

Упражнение «тихое сидение» — не просто посидеть молча, это работа над сознанием (как физкультура — работа над телом), в результате чего возникают особые субъективные ощущения.

В древнем Китае «тихое сидение» любили многие. Известный поэт династии Тан (618-907 гг.) Бо Цзюйн, как и многие другие поэты, был тонким специалистом на этом пути. Вот что он пишет в стихотворении «зимняя ночь»:
Долгие годы постепенно сокращаю сон. С полуночи встаю и сажусь прямо, не овладеваю сидением, забываю сердцем, могут прийти душевная пустота и покой. Или ещё: «закрыв глаза сижу, гармоничная ци порождает мышцы и кожу, чуть вкусил — как мутное и чистое вино, и как пробуждение после спячки. Вовне сплавляются сто костей, в центре не было ни единой мысли. Пусто и забываешь место, где находишься, сердце сливается с пустотой — в обоих вакуум».

Далеко не всегда ясно, что хотят сказать поэты, но попробуем разобраться.
Встаю на занятия с полуночи, потому что считалось, что первая половина суток «ян», идет прилив энергии (ци), а вторая «инь», идет ее убыль, поэтому с целью оздоровления, набора энергии лучше заниматься в январское время, и чем раньше, тем лучше.
Сидеть прямо, с прямой спиной — неприменное требование восточных гимнастик, в том числе йоги.
Входить в состояние покоя нужно естественно и нельзя «овладевать» тихим сидением.
«Забыть сердцем» (или «душу»), добиться душевной (психической) пустоты, отключиться от всего — главная цель метода.
«Мутное и чистое вино» символизирует два вида энергии китайской медицины: грязная и чистая ци, от первой нужно избавляться, вторую следует набирать и работать с ней. Тело считается внешним, душевное состояние — внутренним, поэтому «вовне» и «внутри» возникают особые ощущения.

Поэт династии Сун (906-1279 гг.) Су Ши, разработал свой метод «тихого сидения»:
«Каждый день после часа ребенка (23 — 1ч.) распустив одежду, сижу лицом на восток или на юг, скрестив ноги, стучу зубами 36 раз, сжимаю плотно кисти (большие пальцы кладу на сгибы указательных) и закрываю дыхание» — это тонкое искусство даосов, при котором из-за сильного расслабления тела и сознания дыхание почти прекращается.

Относительно простой и эффективный метод «тихого сидения», активно влияющий на здоровье тела и душу, в последнее время вызвал интерес в ряде стран. В ФРГ его назвали «ТМ» — трансцендентная медитация.
Предлагается проводить ее дважды в день, по 20 минут сидя в спокойной позе, при этом сознание должно быт расслабленное и умиротворенное, находится как бы в состоянии ни сна, ни бодрствования, ни думания, а крайнего отвлечения, называют «четвертым состоянием психики». Одни занимающийся рассказал так:
«Занимаясь ТМ, я ни о чём не думаю, но чувствую, как будто череп раскрывается и в него непрерывно вливается свежий воздух, он проходит в тело, вызывает ощущение легкой расслабленности».
Ясно, что это не воздух, а та же ци.

Японский д-р Кава на основе буддийской сидячей медитации разработал «трехминутный метод сверхчувственного успокоения сознания», предназначенный для того, чтобы «успокоить сердце (душу), гармонизовать ци, очистить мозг, что позволяет решать те проблемы, которые в обычном состоянии решить невозможно». Добавим от себя, что тем более невозможно правильно решать проблемы в состоянии спонтанного стресса, в котором находятся многие на работе, да и не только.
Далее Кава указывает, что с древних времен такое сверхчувствительное успокоение играло важную роль и было опорой для выдающихся деятелей.

Конкретно его метод состоит из трех этапов:
На первом требуется просто немного тихо посидеть, на втором в течение двух минут регулируют дыхание, а на третьем в течение минуты мысленно повторяют определенное словосочетание.

Исследования показывают, что 5-10 минутное тихое сидение снижает потребление кислорода на 17%, что соответствует изменениям, возникающим после глубокого сна в течение 7 часов. При этом обычно снижается содержание молочной кислоты в крови, что говорит о снятии стрессов. Также замечено, что поскольку во время тихого сидения позвоночник выпрямлен, шея расслаблена и голову держат прямо, то ци и кровь проходят свободно и обеспечивают снабжение головного мозга энергией и питанием, что способствует здоровью и долголетию.

Метки записи:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Практическая методика «Тихое Сидение»".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.