Подготовка к конкретному выступлению

27 Окт 2016 | Автор: | Комментариев нет »
Автор:
Людмила Введенская

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.
Рассмотрим основные этапы разработки ораторской речи.

Определить тему речи

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи.
При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определённую тему, т.е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо её конкретизировать, уточнить.
Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим.
Из чего следует исходить, выбирая тему?
Прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

Формулировка темы выступления

Выбрав тему, надо подумать о её формулировке.
Название речи должно быть ясным, чётким, по возможности кратким.
Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определённым образом настраивает аудиторию, готовит её к восприятию будущей речи.
Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.
Следует избегать и слишком общих названий. Например, формулировка темы лекции «Забота о здоровье» может вызвать ряд вопросов. Прежде всего непонятно, о чьей заботе пойдёт речь – о заботе государства, лечебных учреждений, здравоохранения, семьи или каждого человека.
Возникает и второй вопрос, о чьём здоровье будет рассказывать лектор – о здоровье дошкольников, школьников, студентов, рабочих, служащих, пенсионеров и т.п. целесообразно дать более конкретные формулировки данной темы: «Группы здоровья для людей пожилого возраста», «Работа скорой помощи в нашем районе», «Профилактика заболеваний гриппом», «О вреде самолечения» и др.
Общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда будут недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы.
Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: «Поговорим о себе» (для вас, молодые матери), (для вас, будущие мужья) и др.
Умение формулировать тему выступления необходимо не только лекторам, но и руководителям учреждений, президентам акционерных обществ, управляющим фирмами, директорам коммерческих структур, менеджерам, служащим и т.д.

Особое внимание следует обращать на названия при разработке повестки дня совещаний, заседаний, программ семинаров, конференций, симпозиумов.

Формулировки пунктов повестки дня, темы докладов, сообщений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.
Довольно распространённым в повестке дня является пункт «О разном», «Разное». Представляется целесообразным расшифровывать и этот пункт.
Ведь порой вопрос, включённый в «Разное», бывает очень важным для кого-либо из присутствующих, и человек должен иметь возможность заранее продумать и подготовить своё выступление.

Определение цели выступления

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления.
Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.
В.В. Маяковский, выступая на одном из собраний в 1929 г., говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее – «Как делать» или «Что делать», перекрываются теперь литературным лозунгом: «Для чего делать?», т.е. устанавливается примат цели и над содержанием, и над формой.
Так и оратор, готовясь к выступлению, должен установить примат над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьётся успеха в её подготовке и произнесении.
Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель не только для себя, но и для своих слушателей. Чёткая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определённым образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времён.
Образцом чёткого определения цели может служить речь крупнейшего оратора Америки Уэнделла Филлипса:
речь оратора Америки Уэнделла Филлипса

Подбор материалов для выступления

Следующий этап подготовки публичного выступления подбор материалов для ораторской речи. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:
• Официальные документы;
• Научная. Научно-популярная литература;
• Справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари (толковые. иностранных слов, орфоэпические, орфографические, синонимов и др.), статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;
• Художественная литература;
• Статьи из газет и журналов;
• Передачи радио и телевидения;
• Интернет;
• Результаты социологических опросов;
• Собственные знания и опыт;
• Личные контакты, беседы, интервью;
• Размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.
При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т.е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идёт речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.
Подбор материалов для ораторской речи требует определённого времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.

Навык отбора литературы

На этом этапе подготовки к выступлению формируется необходимый для оратора навык отбора литературы. Учёные определили, какие действия способствуют образованию этого навыка. Например, психолог В. Сахаров называет следующие действия:
1. Припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления.
2. Просмотр личной библиотеки или каталога.
3. Просмотр каталогов в библиотеке.
4. Просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за истекший год статей.
5. Просмотр библиографических изданий (летописей книг, журналов и т.п.).
6. Просмотр справочников.

Систематическое повторение этих действий при подготовке к различным выступлениям поможет выработать у оратора навык отбора литературы, что в конечном счёте позволит ускорить сам процесс подготовки.
Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке.
Выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой.

Не смущайтесь, если способы собирания материала в библиотеке и других местах сначала покажутся сложными, — наставляет П. Сопер начинающих ораторов.
Овладев ими, вы избавитесь от больших затрат времени и от лишних хлопот. Если усвоено, как пользоваться библиотекой, вы приобрели самое важное – исследовательские навыки и неутомимое желание знать досконально всё по интересующему вас вопросу. Будьте настойчивы: факты, обнаруживаемые с наибольшим трудом, несомненно, самые необходимые для ясности и убедительности речи.

Изучение отобранной литературы

Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы.
Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т.е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т.д.
Работая с книгой, следует прежде всего дать себе соответствующую установку. Это особенно необходимо во время подготовки к лекции и докладу.
Какой может быть установка во время чтения? Самой различной.
• Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в выступлении;
• Критически проанализировать содержание книги;
• Проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц;
• Выбрать для выступления наиболее яркие факты, примеры, интересные положения и т.д.
Побочные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой и, прежде всего, определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбинированное.
При сплошном чтении книга прочитывается полностью, от начала до конца, без каких-либо пропусков.
Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные разделы, главы, параграфы. Такое чтение называется выборочным.
Комбинированное чтение – это сплошное чтение одних частей и выборочное других.
Работу над книгой советуют начинать с предварительного знакомства с ней. Сначала читается с титульный лист книги. На нём напечатаны название книги, которое даёт представление о её содержании; фамилия автора. Нередко на титульном листе указывается классификационная характеристика книги (учебник, учебное пособие, справочное пособие, словарь-справочник, роман, повесть и др.), позволяющая определить её название.
Обратите внимание и на год издания книги. Так, если вы будете читать, научно-популярную брошюру, выпущенную в 90-х годах, то надо иметь в виду, что приведённые в ней сведения могут устареть, поэтому требуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вас вопросу. На титульном листе указывается также наименование издательства и место издания книги.

Но на этом не заканчивается предварительное знакомство с книгой. Следует просмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

Ознакомится с книгой помогает и аннотация, которая помещена на обороте титульного листа или в конце книги. В ней кратко рассказывается о содержании книги, говорится о её назначении, даются сведения об авторе и т.п.

Если в книге есть предисловие и послесловие, рекомендуется прочитать их. В предисловии рассказывается история написания книги, передаётся её краткое содержание, характеризуется основные проблемы. В послесловии автор подводит итоги изложенного, кратко формулирует или повторяет главные положения работы.

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в подготовке выступления. Он позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и какие из них следует изучить более детально. Обратите внимание на мудрое утверждение известного английского философа Ф. Бэкона:
«одни книги можно лишь попробовать, другие – проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переварить».

Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы.
Верный признак понимания прочитанного – умение передать его содержание своими словами. Этот навык особенно необходим для оратора, который постоянно делится своими знаниями с аудиторией, воспроизводит по памяти содержание статей, брошюр, книг. Пересказ прочитанного – своеобразная тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуется лекторское мастерство.

Не забываем делать соответствующие записи

При подготовке к лекции, докладу нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Д.И. Менделеев говорил, что найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад.
Наиболее простой вид записи – это выписки. Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными впоследствии.
Каждый хорошо знаком с этим видом записи, однако далеко не всегда выписки делаются правильно. Нередко такие записи ведутся в тетрадях, используется та и другая сторона листов.
Конечно, использовать при записи обе стороны листа экономно, так как тратится меньше бумаги, но пользоваться такими выписками неудобно. Представьте себе, что на одной стороне листа у вас цитата, которую следует использовать в начале доклада, а то, что написано на обратной стороне, цитируется в середине доклада. Как в данном случае поступить?
Придётся одну из цитат переписать, т.е. проделать дополнительную работу. Или вы хотите прокомментировать написанное, записать какие-то свои мысли.
Где это сделать, если обе стороны листа исписаны?
Согласимся с тем, что выписки следует делать только на одной стороне.
Нередко не считают обязательным указывать, откуда выписан данный материал, кто автор выписанного текста.
Такие записи трудно, а порой невозможно использовать в дальнейшей работе: забывается источник материала и в случае необходимости нельзя уточнить текст, в таком виде невозможно классифицировать собранный материал. Для того чтобы выписками удобно было пользоваться, надо правильно их оформить. Рекомендуется выписки делать на карточках. Желательно, чтобы они были одинакового размера. На каждой карточке делают не более одной записи. В верхней части карточки указывают тему, к которой относится запись, а в нижней – подробно и в определённой последовательности записывают «выходные данные» источника, т.е. фамилию и инициалы автора, название книги, место и год издания.
Некоторые ораторы, изучая литературу, выписывают подряд всё, что покажется интересным. Они тратят на это много времени, а в результате выписанный материал остаётся почти неиспользованным, так как не имеет непосредственного отношения к теме. Поэтому выписками не стоит увлекаться.

Чтение

Чтение – это не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд.
Не случайно работа над книгой стала предметом изучения психологов. Они выработали методику работы с книгой, которая помогает лучше осмысливать и усваивать текст прочитанного.
Необходимо помнить, что чтение научной, научно-популярной литературы требует настойчивости, упорства, усидчивости.
Работать с книгой нужно систематично и последовательно, а не урывками, от случая к случаю.
Бесспорно, невозможно предложить рекомендации в равной степени приемлемые для всех. У каждого человека в процессе жизни вырабатываются свои методы и приёмы работы с книгой. Главное, чтобы они были эффективными.
Биограф знаменитого французского писателя и философа-просветителя Вольтера вспомнил:
Когда он получал какой-либо новый труд, он имел обыкновение быстро просматривать его, читая лишь несколько строк на каждой странице. Если он замечал, что в нём содержится что-либо заслуживающее внимания, он отмечал это место закладкой; кроме этого, он весьма внимательно перечитывал её, иногда даже два раза, когда книга казалась интересной и хорошо написанной, и делал на полях заметки. Эти заметки были чрезвычайно любопытны.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными – трудоёмкий этап подготовки публичного выступления, требующий много времени. Но вместе с тем именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления:
• Оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи;
• Критически осмысливает материал;
• Выясняет основные проблемы, возникшие при освещении данной темы.

При чтении часто появляется какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому необходимо думать над прочитанным, спорить с авторами, пытаться понять, как соотнести прочитанное с современными событиями, как и когда использовать какое-то положение, а не просто переписывать материал, компоновать его, а затем выступать.
Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.
Готовиться, — подчёркивает Д. Карнеги, — это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определённом порядке.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Подготовка к конкретному выступлению".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.