Пауза как элемент речи

18 Дек 2016 | Автор: | Комментариев нет »
Автор:
Людмила Введенская

Редко кто из говорящих задумывается над тем, что такое пауза, для чего она нужна, какие паузы бывают. Считается, что пауза особой роли в речи не играет, что её никто не замечает, что она нужна исключительно для вдыхания воздуха в лёгкие.
А почему же тогда, если наш собеседник во время разговора вдруг делает паузу, мы испытываем чувство волнения: что это с ним произошло? не приступ ли? или он на что-то обиделся? или засомневался в правоте моих слов? И с нетерпением ждём, когда последует продолжение разговора.
Действительно, пауза (лат. pausa от греч. pausis — прекращение, остановка) — временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Пауза — это молчание.
Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть — паузология. Первый паузолог США профессор О’Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит 40-50% времени.

Не случайно, говоря о первом спектакле в Московском Художественном театре, о том, как играли актёры и как принимали их зрители, В. И. Немирович-Данченко вспоминает и о паузах. Он подчёркивает, что они в речи актёров были «не пустые, а заполненные дыханием этой жизни и этого вечера; паузы, в которых выражалось недоговорённое чувство, намёки на характер, полутона».
Тонкий знаток сценического искусства, прекрасно знающий возможности живого устного слова с его разнообразием интонаций и пауз, Немирович-Данченко понимал, что паузы бывают разные. Он писал: «паузы не пустые, а заполненные».
Что же имел в виду В. И. Немирович-Данченко, противопоставив «пустые» паузы «заполненным»? Какие паузы он считал «пустыми»?
В письме К. С. Станиславскому читаем:
Прежде всего роль знать, как «Отче наш», выработать беглую речь, не испещрённую паузами, беглую и лёгкую. Чтобы слова лились из Ваших уст легко, без напряжения.
Вот, оказывается в чём причина «пустых» пауз в сценической речи. Это — плохое знание текста роли, когда актёр постоянно думает о том, что дальше следует говорить.
«Пустые» паузы встречаются и в обыденной обстановке. Есть люди очень ограниченные, их интеллект слабо развит, они почти ничего не читали, мало что знают. Когда они вступают в разговор, то речь их бывает «испещрена» паузами, ничего не значащими, не несущими никакой информации. Такие паузы не создают комфорта при общении, они затягивают разговор, а некоторых собеседников даже раздражают.
Кто-нибудь из читателей может возразить: «Но ведь человек, когда говорит, должен думать, что и как сказать. Для этого необходимо время, вот он и делает паузы. Разве это плохо?»
Конечно, нет! С пустой паузой, порождённой отсутствием мысли, не следует смешивать паузы хезитации, то есть паузы обдумывания, размышления.
Чаще всего паузы хезитации встречаются в речи людей, обсуждающих политические, социальные, научные проблемы, когда у выступающих ещё не сформировалось окончательное мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумывают его. Паузы помогают говорящим оформить свои мысли и предложения, находить лучшую, наиболее точную и ясную форму изложения. Паузы размышления возникают в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе возможных речевых средств. Их могут заменять сочетания слов: «пожалуй», «точнее сказать…», «лучше сформулировать так…», «правильнее будет…», «нет, не так надо сказать…»
После этих оговорок даётся новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и необходимы.
Есть пословица «За твоим языком не поспеешь босиком». Люди, которые быстро говорят, чаще всего неправильно распределяют паузы, неправильно членят текст на смысловые отрывки, чем затрудняют восприятие речи.
Можно ли, например, понять смысл стихотворения, если его произнести так: «Прощайнемытаяроссия / страна рабовстрана / господ…» ?
Понять смысл такой скороговорки трудно. Слова объединяются произвольно, случайно, паузы делаются тогда, когда не хватает воздуха и надо сделать вдох.

Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед произнесением текста вслух навести порядок в словах, правильно соединить их в группы, то есть в речевые такты. Тогда будет ясно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков складывается фраза. Вот как делится на речевые такты стихотворение М. Ю. Лермонтова:
стихотворение М. Ю. Лермонтова
Любой произносимый текст делится на речевые такты и каждый имеет свои особенности. Возьмём для примера отрывок из «Алых парусов» А. Грина:
отрывок из «Алых парусов» А. Грина
Прежде чем читать этот отрывок вслух, определим где необходимо сделать паузы, чтобы передать слушателю, какие слова в предложении по смыслу более тесно связаны между собой, объединены интонационно.
Нелепо было бы, например, сделать паузу после предложного словосочетания на носок или на носок сапога, а затем после паузы произнести имя того, кому принадлежит сапог.
Первая пауза требуется после имени героя: На носок сапога Грея (пауза). Далее идёт легла пурпурная волна (пауза). Следующую часть текста можно делить по-разному. Если необходимо, по замыслу говорящего, подчеркнуть, на чём блестел розовый отсвет, тогда пауза ставится после словосочетания на его руках (пауза) и лице (пауза). Если это не столь важно, то пауза перемещается в конец словосочетания на его руках и лице (пауза).

Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, называются интонационно-логическими.
Теперь разделите приведённый выше отрывок из произведения А. Грина на речевые такты. Подумайте, в каких местах текста возможны варианты речевых тактов и что в таких случаях интонационно подчёркивается?
Изменение места интонационно-логической паузы в одном и том же предложении может значительно изменить его смысл. Например, как изменится мораль басни И. А. Крылова, если сделать паузу там, где стоит знак (//)?
А ларчик // просто открывался.
А ларчик просто // открывался.

В первом случае подчёркивается, что замок имеет нехитрое устройство. Отсюда мораль: человек иногда сам усложняет обстановку, ситуацию, отношения.
Во втором варианте главное — ларчик вовсе не был заперт. Мораль: нечего ломиться в открытую дверь.
Пауза может сделать текст нелепым. Произнесите фразу с паузой там, где указано:
От радости в зобу // дыханье спёрло.
Предложение получилось нелепым, так как не радость находится в зобу, а дыханье в нем спёрло:
От радости // в зобу дыханье спёрло.

В теории публичной речи, кроме интонационно-логической, выделяют ещё психологическую паузу. В чём её суть? Чем она отличается от логической?
К. С. Станиславский на эти вопросы отвечает так:
…в то время как логическая пауза механически формирует такты, целые фразы и тем помогает выяснить их смысл, психологическая пауза даёт жизнь этой мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна.
Логическая пауза пассивна, формальна, бездейственна; психологическая — непременно всегда активна, богата внутренним содержанием.
Логическая пауза служит уму, психологическая — чувству.
Знаете ли вы, как высоко ценится психологическая пауза?
Она не подчиняется никаким законам, а ей подчиняются все без исключения законы речи.
Там, где, казалось бы, логически и грамматически невозможно сделать остановки, там её смело вводит психологическая пауза. Например:
представьте себе, что наш театр едет за границу. Всех учеников берут в поездку, за исключением двух.
— Кто они? — спрашиваете вы в волнении у Шустова.
— Я и… (психологическая пауза, чтобы смягчить готовящийся удар или, напротив, чтобы усилить негодование)… и… ты! — отвечает вам Шустов.
Вам известно, что союз «и» не допускает после себя никаких остановок. Но психологическая пауза не стесняется нарушить этот закон и вводит незаконную остановку.

Помимо пауз хезитации, логических и психологических выделяются ещё интонационно-синтаксические паузы. Они соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза — на месте запятой, а самую длинную требует точка. Интонационно-синтаксической паузой отделяются в звучащей речи однородные члены предложения, вставные конструкции, обращения; пауза заполняет то место в предложении, где подразумевается пропуск слова.

Есть ещё две разновидности пауз.
Представим себе такую картину: идут вступительные экзамены. Абитуриенты пишут диктант. Преподаватель читает текст медленно, повторяет части предложения и, повторяя, делает паузы. Что это за паузы? Как они называются? Какова их функция?
Прежде чем ответить, приведём другой случай. У причала стоит туристический пароход «Капитан Сутырин». Пассажиры стоят на палубе, провожающие на пристани. Все спешат сказать друг другу слова, которые кажутся самыми важными, самыми нужными. «Я… тебя прошу… будь осторожен…» «Что?.. Не… понимаю…!» «Будь… осто… рожен… Понял?!»

Ещё одна картина. На плацу маршируют новобранцы. Раздаётся команда: «На ле… во! Шагом… марш!» Паузы… паузы… паузы!
Чем они вызваны? Ситуацией. Какова их функция?

Надо, чтобы абитуриенты успели написать текст диктанта, чтобы в шуме и на далёком расстоянии люди услышали и поняли друг друга, чтобы новобранцы успели подготовиться выполнить команду. Поскольку паузы вызваны той или иной ситуацией, они называются ситуативными.

Последняя разновидность — паузы физиологические. Они появляются, когда не хватает воздуха в лёгких, особенно при одышке, или когда поражена центральная нервная система и в результате забывается нужное слово, трудно выразить какую-нибудь мысль. Хорошо, если человек обходится без таких пауз!
В заключение разговора о паузах приведём слова К. С. Станиславского: «Пауза — важнейший элемент нашей речи и один из главных её козырей».

Так будем внимательны к паузам,
научимся пользоваться ими!

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Пауза как элемент речи".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.