Основы ораторского искусства

10 Мар 2016 | Автор: | Комментариев нет »
Автор:
Людмила Введенская

О предмете риторики
Слово риторика пришло к нам из греческого языка (устаревшее написание – реторика). Его синонимами являются латинское выражение ораторское искусство и русское слово красноречие.

Ещё в глубокой древности чётко обозначались два подхода к воспитанию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве – это идея (логос), содержание, т.е. риторика – это искусство убеждать.
Например, теоретик греческого красноречия Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством речи считали её форму и стиль. Большой популярностью пользовалась формула известного римского оратора Квинтилиана ars bene dicendi – «искусство говорить хорошо». Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная. «Нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие», — писал он.
В русской риторической науке обычно подчёркивалось, что красота и выразительность речи нужны для её убедительности. Так, М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» отмечал:
«красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему мнению».
У М. Сперанского в «Правилах высокого красноречия» читаем: «…красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».

Разные взгляды на ораторское искусство становились причиной ожесточённых споров вокруг риторики, основанием для осуждения, которое сопровождало её в течение ряда веков и тысячелетий. Например, В.Г. Белинский в своей статье «Общая риторика Н. Кошанского» очень резко выступал против риторики как науки:
выступление против риторики как науки
И до сих пор слово риторика порой употребляется в негативном смысле. Толковые словари современного русского литературного языка отмечают его переносное значение: «эффективность, внешняя красивость речи, насыщенность». Эти слова обычно характеризуют претенциозную, но бессодержательную речь политика, депутата, чиновника.

Как отмечают исследователи, на протяжении многовековой истории понимание предмета риторики, её задач, внутреннего строения и соотношения с другими областями знаний не раз претерпевало коренное изменение.

Не существует единого подхода к определению содержания и современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Не утвердились терминология данной науки, нет чёткого разграничения с другими науками.

Плодотворной представляется точка зрения С.И. Гиндина. Он считает, что невозможно сохранить за риторикой все те области и проблемы, которыми она занималась за всё время её существования без нарушения современных представлений о единстве научной дисциплины. Вместе с тем неразумно порывать с традиционными представлениями о том, чем должна заниматься риторика. Исследователь предлагает закрепить за термином риторика два смысла – узкий и широкий.
В узком понимании предмет риторики – это ораторское искусство, так как у нас нет иного термина для названия комплексной дисциплины, изучающей это явление. Заметим, что для обозначения теории и практики ораторской речи некоторые авторы используют термины оратория и ораторика.

«С другой стороны, объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуникации, рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации».

Данная точка зрения нашла своё отражение во многих современных работах по риторике. Например, весьма представительное издание «русский язык. Энциклопедия» определяет риторику следующим образом:
Риторика (ораторское искусство) – 1) филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи;
2) Общее название трактата, учебной книги, руководства и т.п., содержащих теорию красноречия.

В этом определении выделим слова способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности. Они указывают на то, что предметом современной риторики является не только ораторская (публичная речь), но и различные виды речевой коммуникации: беседы, переговоры, телефонные разговоры, совещания, интервью, дискуссии, дебаты и др.

Обратим внимание ещё на один важный аспект. Многие учёные, продолжая аристотелевскую традицию, подчёркивают, что главная задача риторики – оказывать убеждающее воздействие на слушателей. Так, А.А. Иван пишет: «Риторика расследует многообразные способы убеждения аудитории с помощью в первую очередь речевого воздействия». «Прямой предмет риторики именно убеждающая речь», — подчёркивает Г.Г. Хазагеров.

Таким образом, современная риторика – это наука об убедительной и действенной речи в различных ситуациях речевого общения.

Метки записи:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Основы ораторского искусства".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.