Ораторское искусство – явление историческое

15 Мар 2016 | Автор: | Комментариев нет »
Автор:
Людмила Введенская

Оценивая деятельность того или иного оратора, мы всегда должны учитывать ту историческую эпоху, которая породила данного оратора, выразителем общественных интересов которой он был.
Нельзя забывать, что каждая историческая эпоха возглавляет на оратора определённые обязанности, предъявляет к нему свои требования.
Интересно написал об этом В.Г. Белинский в «Общей риторике Н. Кошанского»:
Если б Демосфен воскрес теперь и заговорил в английской нижней палате самым чистым английским языком, — английские джентльмены и Джон Буль ошикали бы его; а наши современные ораторы плохо были бы приняты в древней Греции и Риме. Мало того, французский оратор в Англии, а английский во Франции не имели бы успеха, хотя бы они каждый в своём отечестве привыкли владычествовать над толпой силой своего слова.

А вот что вспоминает бывший министр финансов А.Г. Зверев в своей книге «Записки министра» по поводу одного из своих выступлений в деревне в первые годы советской власти:
На собрание пришло человек 150. Разместились в сельсовете, заняв все скамейки, подоконники и пол. Впереди сидели бедняки, пришедшие согласно уговору пораньше. Утвердили повестку дня собрания. Мой доклад, помню, продолжался четыре часа. Между прочим, в то время в деревне это считалось негласной нормой. Если доклад продолжался менее трёх часов, слушатели относились к выступавшему неодобрительно и усматривали в нём человека либо неосведомлённого (не знает, о чём сказать), либо глупого (нет мыслей в голове), либо хитрого ( что-то скрывает). После выступления последовали бесконечные вопросы.
Понятно, почему доклад был таким продолжительным. Приезд лектора, докладчика из центра считался большим событием. При отсутствии газет, радио, телевидения публичное выступление было, по существу, единственным источником информации.
Агитационные плакаты

Отметим ещё одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается ораторское искусство.
Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.

Виды ораторского искусства

В зависимости от конкретной сферы применения ораторское искусство исторически подразделялось на различные виды.
Современная научная методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологические и диалогические, другие на эмоциональные и рациональные и т.д.

Наиболее полно классификация современного красноречия представлена в книге Г.З. Апресяна «Ораторское искусство». Автор выделяет следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное. За основу этой классификации принят социально-функциональный признак речи.
Каждый род объединяет определённые виды речи в зависимости от функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения.
К социально-политическому красноречию автор относит доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчётный доклад, политическую речь, дипломатическую речь, политическое обозрение, митинговую речь, агитаторскую речь:
К академическому красноречию – лекцию вузовскую, научный доклад, научный обзор, научное сообщение:
К судебному красноречию – прокурорскую, или обвинительную, речь; общественно-обвинительную речь; адвокатскую, или защитительную, речь; общественно-защитительную речь; самозащитительную речь обвиняемого:
К социально-бытовому юбилейную речь, застольную речь (тост), поминальную речь (надгробное слово):
К богословского-церковному красноречию – проповедь, речь на соборе.
Г.З. Апресян подчёркивает:
…род в ораторском искусстве – это более или менее установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и особенностью их ближайших целей. Но более определяющим здесь является способ и форма монологической речи. Что же касается вида, который можно было бы определить и как жанр ораторского искусства, то он в пределах рода является дальнейшей дифференциацией по ещё более конкретным признакам публичной речи.

Данная классификация в целом верно и достаточно полно отражает современное ораторское искусство, хотя, как отмечает и сам автор, она не охватывает всех видов красноречия. В частности, в ней не представлены дискуссионные и полемические речи, как реплика, ответы на пресс-конференции, слово за «круглым столом», а также виды красноречия, применяемые на радио и телевидении.
Классификация, представленная Г.З. Апресяном, дополнена, расширена и уточнена А.Е. Михневичем. В её основе также лежат представления о многообразии форм современной общественной жизни, учёт целей и функций публичной речи, а также способов и форм её произнесения.
Наряду с социально-бытовым, социально-политическим, академическим, судебным, церковно-богословским красноречием исследователь выделяет:
Парламентское красноречие как разновидность социально-политического:
Дипломатическое красноречие (речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта):
Военное красноречие (речь-приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему, воодушевляющая речь, призыв):
Торговое красноречие (реклама):
Лекционно-пропагандистское красноречие (лекция научно-теоретическая, научно-популярная, научно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций):
Диалогическое красноречие (формы реализации: спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов и ответов).
В академическое красноречие автор включает три основных вида: собственно академическое (в среде учёных – научный доклад, реферат, обзор), вузовское (лекция, цикл лекций) и школьное (рассказ учителя, школьная лекция и др.).
Как подчёркивает А.Е. Михневич, подобная схема разделения жанров искусства на роды и виды неизбежно огрубляет реальную действительность, но всё-таки она «даёт возможность увидеть, обозреть всё многообразие живой человеческой речи, используемой не только в коммуникативной, но и в воздействующей (риторической) функциях».

Метки записи:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Ораторское искусство – явление историческое".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.