Ораторское искусство и политика

13 Мар 2016 | Автор: | Комментариев нет »
Автор:
Людмила Введенская

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

Начиная с Древней Греции, ораторство и политика были неразрывны. Так, все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными и политическими деятелями. Например, Перикл, который в течении 15 лет правил Афинами.
Перикл
С его именем связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государства. По данным исследователей, высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла. Про Перикла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стрелы-молнии в души своих слушателей».

Крупным политическим деятелем был и самый замечательный оратор Древней Греции Демосфен. Древнегреческий историк Плутарх писал о нём:
Демосфен сперва обратился к искусству речи, чтоб поправить собственные дела, а впоследствии, достигши мастерства и силы, стал первым уже в состязаниях на государственном поприще и превзошёл всех своих сограждан, поднимавшихся на ораторское возвышение.

Демосфен был защитником афинской рабовладельческой демократии. В течение 30 лет с гневом и изумительным упорством произносил он речи против македонского царя Филиппа, главного врага Афин, призывая граждан прекратить между собой все раздоры и объединиться против Македонии.
защитник афинской рабовладельческой демократии
Речи Демосфена производили огромное впечатление на слушателей. Рассказывают, что когда Филипп получил доставленную речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слышал эту речь, то, вероятно, голосовал бы за войну против себя.

Демосфен, упорнейшим трудом подготовивший себя к общественной деятельности (из его биографии известно, что он страдал многими физическими недостатками) и посвятивший все своё ораторское мастерство служению родине, сумел верно определить социальную природу ораторской речи. В знаменитой речи «О венке», в которой он выступил против представителя промакедонской партии Эсхина, Демосфен подчеркнул связь ораторского искусства с политикой:
Не слова, Эсхин, и не звук голоса составляют славу оратору, но направление его политики.

Крутой политической силой ораторское искусство было и в Древнем Риме.
Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства.
Не случайно, когда в середине II века до н.э. в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторские школы, в них устремилась молодёжь. Но греческие риторские школы были доступны не каждому: уроки риторов обходились недёшево, и учиться в них можно было, в совершенстве зная греческий язык. Практически посещать греческие школы могли только дети аристократов, которые должны были потом встать во главе государства. Поэтому правительство не чинило препятствий греческим риторам и благосклонно относилось к их школах. Но когда в I веке до н.э. открылась школа с преподаванием риторики на латинском языке, сенат заволновался. Нельзя было допустить, чтобы оружие, владеть которым до сих пор учились их сыновья, взяли в руки представители других классов. И в 92 году издаётся эдикт «О запрещении латинских риторских школ». Там было записано:
Нам сообщено, что есть люди, которые ввели новый вид преподавания и к которым в школу собирается молодёжь; они дали себе имя латинских риторов; юноши сидят у них целыми днями. Предки наши установили, чему учить своих детей и в какие школы желательно им ходить. Эти новшества, установленные вопреки обычаям и нравам предков, нам не угодны и кажутся неправильными.

Ораторская карьера в Древнем Риме была и почётной, и доходной.
Один из римских историков писал:
Чьё искусство по славе своей сравнится с ораторским? Чьи имена родители втолковываются своим детям, кого простая невежественная толпа знает по имени, на кого указывает пальцем? – на ораторов, конечно.

Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и древнегреческие, были известными политическими деятелями. Так, одним из первых римских ораторов являлся государственный деятель Рима III- II вв. до н.э. Марк Катон Старший. Непримиримый враг Карфагена, Катон каждую речь в Сенате заканчивал фразой, которая стала крылатой: «И всё же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». Это выражение употребляется как призыв к упорной борьбе с врагом или каким-либо препятствием.

Выдающимися ораторами более позднего периода были известные государственные деятели и сторонники проведения аграрной реформы – Тиберий и Кай Гракхи. Видное место среди римских ораторов занимал и Марк Антоний, римский политический деятель и полководец.
Марк Туллий Цицерон
Но самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Туллий Цицерон.
Есть два искусства, — писал Цицерон, — которые могут вознести человека на самую высшую ступень почёта: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора.

Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство – это функция политики.
Как свидетельствует история, и в последующие периоды крупными ораторами становились видные политические деятели.
Следует иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определённых социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как и лжи, быть использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях.
Кому и как служит ораторское искусство – вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. И в зависимости от решения этого вопроса определялось отношение к ораторскому искусству, к науке об ораторском искусстве и к самому оратору.
Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» приводит любопытные факты из ораторской практики Цицерона:
факты из ораторской практики Цицерона

Как видим, Цицерон порой поступался моральными принципами в угоду честолюбивым устремлениям. Нередко он обижал всех подряд, походя, ради одной лишь забавы и этим, по словам Плутарха, «стяжал жестокую ненависть к себе».
Нравственная позиция оратора – это, пожалуй, самое главное в ораторском искусстве. Она важна не только для политического деятеля, но и для любого оратора, чьё слово может оказать влияние на судьбу людей, помочь принять правильное решение.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Ораторское искусство и политика".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.