Общение и его слагаемые

11 Янв 2016 | Автор: | Комментариев нет »
Автор:
Людмила Введенская

Что же представляет собой общение, каковы его слагаемые? Вдумайтесь в такие слова:

Дар речи – одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен.
У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека, и тотчас все мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение?!

Как же это происходит?
О каких условиях, необходимых для общения, идет речь в цитате?
Чтобы ответить, вернемся к тексту. «У человека рождается мысль… чтобы передать ее другому». Значит, разговор состоится, если в нем участвует не менее двух человек:
говорящий (А1 —адресант) и слушающий (А2 — адресат). Помимо говорящего и слушающего, которые во время коммуникативно-речевого акта меняются ролями, чтобы общение состоялось, необходим предмет речи, то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией. Обозначим его символом D, поскольку этот компонент связан со знаниями реальной действительности. Общение не может состояться, если принимающие в нем участие субъекты не знают языка — L. При общении рождается высказывание. Оно содержит в себе все то, что исходит от адресанта (А1) по поводу того, о чем он говорит (D) для своего адресата (А2) при помощи языка (L), известного им обоим.

Представим это наглядно:
работа человеческой речи

Таким образом, чтобы общение состоялось, необходимо наличие субъекта, адресата, общего языка и предмета разговора. Однако присутствие этих слагаемых еще не является гарантией успеха общения. Чтобы общение было эффективным, необходимо знать, от чего это зависит, какие условия необходимо соблюдать собеседникам.

Общение – сложный процесс взаимодействия людей, явление далеко не однозначное. Поэтому особенности поведения людей в процессе общения, применение различных методов и приемов, использование речевых средств во многом определяются видом общения, с которым приходится иметь дело в каждом конкретном случае.

Существуют различные подходы к классификации общения.
Прежде всего выделяют бытовое и деловое общение, т.е. общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов и т.п.

Бесспорно, эти виды общения взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены. Иногда невозможно провести четкую грань между ними. Умение общаться в домашней обстановке, в кругу семьи, родных, друзей является зачастую хорошей опорой и в деловом общении. И наоборот, навыки делового общения порой помогают человеку с честью справиться со сложной ситуацией, возникающей дома, на улице, в общественном месте.

В зависимости от различных признаков как бытовое, так и деловое общение можно разделить на следующие виды:
1. Контактное – дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени).
2. Непосредственное – опосредованное (по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»).
3. Устное – письменное (с учетом формы используемой речи).
4. Диалогическое – монологическое (в зависимости от переменной и постоянной позиции: я – говорящего и ты — слушающего).
5. Межличностное – массовое (с точки зрения количества участников) и др.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Общение и его слагаемые".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.