Как монолог сделать диалогом

24 Фев 2016 | Автор: | Комментарий один »
Автор:
Людмила Введенская

Если задать вопрос: «К какой форме речи относятся лекция, доклад, выступление на собрании? Диалог это или монолог?», думать долго никто не станет. Каждый скажет: «Конечно, монолог. Говорит один человек, его речь не рассчитана на словесную реакцию собеседника. Выступление, к тому же, может быть долгим». Всё так. Но хорошо ли это? Ведь слушателям тоже хочется что-то, объяснить непонятное слово. Как же в таком случае поступить? Выход есть.

В практике ораторского искусства выработаны приёмы, которые не только оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь.

Один из таких приёмов – вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что оратор, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора, активизирует их внимание, вовлекает в научный поиск истины.

Умело и интересно поставленные вопросы привлекают внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения. Вопросно-ответный ход – один из наиболее доступных приёмов. Доказательством этого служит лекция «Холодный свет», прочитанная крупнейшим мастером популяризации научных знаний С.И. Вавиловым:
Возникает вопрос, а почему же спиртовое пламя, в которое введена столовая соль, светиться ярким жёлтым светом, несмотря на то, что его температура почти такая же, как температура спички? Причина в том, что пламя не абсолютно чёрное для любых цветов. Только жёлтый цвет поглощается им в большей степени, поэтому лишь в этой жёлтой части спектра спиртовое пламя и ведёт себя как тёплый излучатель со свойствами чёрного тела.
Как объясняет новая физика удивительные свойства «холодного света»? громадные успехи, полученные наукой в понимании строения атомов и молекул, а также о природе света, дали возможность хотя бы в общих чертах понять и объяснить люминесценцию.
Как объясняется, наконец, тушение «холодного света», которое мы видим на опыте? Причины в различных случаях существенно различные …

Действенность этого приёма особенно ощутима, если соответствующую часть выступления произнести без вопросительных предложений.

Вопросно-ответный ход используется не только для придания речи выразительности и эмоциональности, но и применяется как действенное средство в скрытой полемике. Если в речи излагается спорный вопрос, который может вызвать у слушателей сомнение, то выступающий, предвидя это, прибегает к вопросно-ответному приёму.

Оживляют лекцию и предполагаемые оратором реплики слушателей, с которыми он или соглашается или спорит. Эти реплики также вносят в монолог элементы диалога. Так, известный русский историк В.О. Ключевский в лекции «О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица» дважды использовал этот приём. Процитируем данные места его лекции:
Если исключить редких чудаков, мы обыкновенно стараемся окружить и выставить себя в лучшем виде, показаться себе самим и другим даже лучше, чем мы на самом деле. Вы скажете: это суетность, тщеславие, притворство. Так, совершенно так …
В отрывках В.О. Ключевский мнение аудитории выделяет словами вы скажете, а затем формулирует своё отношение к этому: Так, совершенно так. Хорошо.
что такое монолог и диалог. Урок
Помимо вопросно-ответного приёма нередко применяют так называемый эмоциональный или риторический вопрос. Особенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо. Обращение с вопросом к аудитории – эффективный прём.

Произнесённый оратором риторический вопрос воспринимается слушателями не как вопрос, на который необходимо дать ответ, а как положительное утверждение. Именно такое значение имеет риторический вопрос в заключительной части лекции А.Е. Ферсмана «Зелёные камни России»:
Что может быть интереснее и прекраснее этой тесной связи между глубокими законами распределения химических элементов в земной коре и распространением в ней её неживых цветов – драгоценного камня?
Слава русского зелёного камня коренится в глубоких законах геохимии России, и не случайно наша страна сделалась страной зелёного самоцвета.

Риторический вопрос усиливает воздействие речи на слушателей, пробуждает в них соответствующие чувства, несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Однако не все вопросы, встречающиеся в выступлениях, относятся к средствам выразительности. Они могут выполнять и композиционную функцию, т.е. отграничивать одну часть выступления от другой. В этом случае вопрос соответствует плану изложения и определяет содержание последующей части выступления. Именно так построил одну из своих радиобесед о воспитании А.С. Макаренко, который, по мнению исследователей, умел говорить с родителями и на языке научных понятий, и на языке художественных образов.
Рассматривая проблемы родительского авторитета, он с помощью вопросов выделил ряд моментов: «Откуда берётся родительский авторитет, как он организуется?»; «В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет < …>?»

Метки записи:

Комментарии к записи " Как монолог сделать диалогом"

Посмотреть последние комментарии
  1. Здравствуйте.
    Очень полезная и интересная статья!
    Спасибо Вам за эту информацию.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Как монолог сделать диалогом".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.