Акустические компоненты интонация

17 Дек 2016 | Автор: | Комментариев нет »
Автор:
Людмила Введенская

Интонация — сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания,
его длительность и тембр.

Что же собой представляют слагаемые интонации?

Прежде чем ответить на вопрос, вспомним, что собой представляет звук человеческой речи. Звук как акустическая единица также заключает в себе признаки высоты, силы, тембра и длительности.

Высота звука — количество колебаний голосовых связок. Оно измеряется в герцах в секунду: чем больше герц в секунду, тем выше звук.
Сила звука, его интенсивность зависит от амплитуды колебаний голосовых связок и измеряется в децибелах.
Тембр — совокупность основного тона и обертонов. Обертоны (разно-частотные колебания частиц воздуха) образуются в ротовой полости. Их различие зависит от формы и объёма рта, меняющихся во время артикуляции звуков.
Длительность звука определяется количеством времени, необходимого для произнесения звука.
Следует подчеркнуть, что звуки и интонация состоят из одних и тех же акустических компонентов. Это объясняется тем, что образование звуков и интонации — единый артикуляционно-акустический процесс.

Рассмотрим акустические компоненты интонации

Термин тон восходит к греческому слову tonos (буквально «натянутая верёвка, натяжение, напряжение»).
Используется этот термин в разных науках. В физике — звук, порождаемый периодическим колебанием воздуха; в музыке — музыкальный звук определённой высоты; в живописи — оттенок цвета или светотени; в медицине — звук работающего сердца, его клапанов.

Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных.
Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука, важнейший компонент речевой интонаций.
Учёные подсчитали, что мужчины говорят на частоте 85-200 гц, а женщины — 160-340 гц. Это средний тон речи.
А сколько колебаний в секунду совершают голосовые связки певицы с самым высоким женским голосом (колоратурное сопрано), когда она поёт на самой высокой ноте (фа третьей октавы)? Частота колебаний поразительна. Одна тысяча триста девяносто семь! Такая частота голосовых связок — не только дар природы, но и результат долгого изнурительного труда певицы.

С помощью изменения тона создаётся мелодический рисунок речи. Не только ораторы, но и каждый, кто стремится донести свои мысли до слушателя, должен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие.
Большим недостатком считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остаётся неизменной на всем протяжении речи.
Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большего напряжения.
Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные ораторы, увлечённые и энергичные, чаще всего говорят в повышенном тоне. Так же поступают разгневанные люди или спорящие между собой. Робкие, пассивные говорят, наоборот, низким тоном.

Задача оратора: определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.
Поль Сопер рекомендует проверить диапазон своего голоса по роялю или напевая гамму до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Он пишет:
Определите, какая у вас средняя или наиболее подходящая высота тона. Затем попробуйте поднять её или опустить на несколько тонов. Произносите восклицание «А!» в медленном темпе, начиная с высокой ноты, с какой только возможно, и опускаясь до предельно низкой. Затем идите обратным порядком. Прислушайтесь к самому высокому и самому низкому звучанию. Обратите внимание, насколько диапазон в данном случае шире, чем это возможно, по мнению новичков, в речи.

Сила звучания зависит от напряжённости и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук.
На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко или плавно.

Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.
Жизненная ситуация, психическое состояние человека, его воспитанность, уважительное отношение к окружающим определяют, каким тоном он будет говорить речь, вести разговор. Так, на митинге, параде, на вокзале (к примеру, когда один находится в вагоне, а другой на перроне), если собеседники разделены расстоянием, а необходимо сказать что-то важное, в таких ситуациях позволительно говорить громко. Когда же человек находится в семье или в кругу друзей, на приёме у врача, в кабинете начальника, в трамвае, в магазине или другом общественном месте, то громкая речь будет свидетельствовать о невоспитанности или чрезмерной нервозности, возбуждённом состоянии или, наконец, о стремлении говорящего обратить на себя внимание.

Темп речи (итал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость произнесения речевых элементов. Темп речи измеряют двумя способами: числом звуков (или слогов), произносимых в единицу времени (например, в секунду), или средней длительностью звука (слога). Длительность звуков вообще измеряется в тысячных долях секунды — миллисекундах (мс).
Темп речи каждого отдельного индивидуума может меняться в широких пределах — от 60-70 мс. при беглой речи до 150-200 мс. при медленной.
Существует также и зависимость темпа от индивидуальных особенностей говорящего.
Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 1 І/2 интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты.
Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации.
Не сложно, например, определить, от чего зависит темп произнесения предложений:
— Скорей бежим к лесу!
— Он идёт медленно, нога за ногу заплетается.
— Ползёт, как черепаха.
— Какой долгий и пасмурный день сегодня!

Темп речи в данном случае определяется содержанием предложений. Первое призывает к скорой реакции, к быстрому действию, поэтому произнесение убыстряется. Второе и третье предложения характеризуют замедленное действие. Чтобы это подчеркнуть, говорящий растягивает произношение звуков, темп речи замедляется. В последнем предложении акцент падает на слова долгий и пасмурный. Замедление речи при произнесении позволяет как бы изобразить предмет, интонационно подчеркнуть его протяжённость.

Различным будет темп речи, если фразу «Покупка мотоцикла обрадовала нас, но покупка автомобиля привела в восторг» произнести как констатацию факта и с глубоким чувством. При констатации факта предложение произносится ровным голосом. Если же говорящий стремится передать своё эмоциональное отношение, то вторую часть он произнесёт повышенным тоном и в более замедленном темпе.

Вообще, чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье — замедляют его.
Очень медленный темп характерен также для речи затруднённой, речи тяжело больного, очень старого человека.
В замедленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга, торжественное обещание.
Темп речи имеет большое значение для успеха выступления.
Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро. Именно о них сложены пословицы: «За твоим языком не поспеешь босиком», «Строчит, как из пулемёта», « Тысячу слов в минуту», «Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать».

Быстрая речь, особенно если это лекция, требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, т.е. перестать слушать выступающего.
Быстрая речь не всегда бывает понятной. Причины этого могут быть различными:
1. Выступающий по неопытности намечает много вопросов и считает необходимым в отведённое ему время успеть все изложить.
2. Лектор, оратор пренебрежительно относится к аудитории и стремится поскорее закончить своё выступление.
3. Иногда быстрая речь бывает обусловлена робостью выступающего, страхом перед аудиторией.

Нежелательна и замедленная речь
О ней народ говорил: «У него слово слову костыль подаёт», «Слово за словом на тараканьих ножках ползёт», «Говорит, как воду цедит».
Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.
Лектору важно уметь изменять темп речи. Если требуется что-то подчеркнуть, выделить (определение, выводы), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъёмом, внутренним пафосом, темп ускоряется.

Обратим внимание ещё на одно явление.
Заходит студент в деканат. Обращается к декану «Здравствуйте, Сергей Николаевич!»
Сосед подошёл во дворе к соседу. — «Здрасьте, Аль-сан Альсаныч!»
Встретились два приятеля. — «Здрась Сан Саныч!»
Чем различаются приветствия? Стилем произношения.

Когда мы находимся в официальной обстановке, выступаем перед большой аудиторией, когда хотим, чтобы все нас слышали и понимали, тогда замедляем темп речи, стараемся выговаривать каждый звук, каждое слово. Такой стиль произношения называется полным.
В неофициальной обстановке, в семейном кругу чаще всего используется неполный, разговорный стиль. Стиль речи, а точнее её темп может свидетельствовать о пренебрежительном отношении говорящего к тому, с кем разговаривает. Именно это показывает И. С. Тургенев, рисуя образ генерал-майора Вячеслава Илларионовича Хвалынского:
Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными. Например: он никак не может обращаться с дворянами небогатыми или не чиновными, как с равными себе людьми. Разговаривая с ними, даже слова иначе произносит и не говорит, например: «Благодарю, Павел Васильевич», или «Пожалуйте сюда, Михайло Иваныч», а «Боллдарю, Палл Асилич», или «Па-ажалте сюда, Михал Ваныч».

Последний компонент интонации — тембр.
Это — дополнительная артккуляционно-акустическая окраска голоса, её колорит.
В полости рта в результате большего или меньшего напряжения органов речи и изменений объёма резонатора образуются обертоны, т. е. дополнительные тоны, придающие основному тону особый оттенок, особую окраску. Поэтому тембр называют ещё «цветом» голоса.

По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др.
Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев.
Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придаёт ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин тон. В таком случае тембр и тон становятся терминами-дублетами.

Характер тембра настолько бывает разнообразным, а его восприятие субъективным, что учёные в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчёркивающие;
• то зрительное восприятие (светлый, тёмный, тусклый, блестящий),
• тo слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый скрипящий, шепотной),
• то осязательное (мягкий, острый, твёрдый, тяжёлый, холодный, горячий, лёгкий, жёсткий, сухой, гладкий), то ассоциативное (бархатный, медный, золотой, серебряный, металлический},
• то эмоциональное (угрюмый, хмурый, раздосадованный, весёлый, ликующий, резвый, восхищённый, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный).

Действительно, очень трудно дать точное описание тембру, если у каждого человека своя тембровая окраска.
В мемуарах, различных воспоминаниях, в литературоведческих статьях имеется немало описаний манеры чтения своих произведений тем или иным автором, особенностей его голоса.
Так, в октябре 1966 года, по свидетельству реставратора звукозаписи Л. А. Шилова, была получена первая магнитная копия фонограммы одного из валиков с голосом А. Блока.
впечатление о первой записи голоса
Восторженно принимали слушатели рассказы И. А Бунина в его исполнении. У него был великолепный голос. Он с удивительным мастерством, используя все разнообразие и богатство русской интонации, передавал тончайшие нюансы мысли, создавая звуковые портреты своих героев; то замедляя, то убыстряя речь, повышая и понижая голос, рисовал картины природы. Он завораживал всех своими непередаваемыми интонациями.

А вот К. Г. Паустовский имел негромкий, хрипловатый, иногда даже скрипучий голос. И хотя читал он свои произведения «без выражения», неторопливо, ровным голосом, без усиления и уменьшения его звучания, слушатели сидели, затаив дыхание, старались не пропустить ни одного слова.

Кому довелось слышать выступление К. И. Чуковского, тот никогда не забудет его молодой, высокий, удивительно звонкий голос. Чуковский имел свою манеру говорить — живую, полную юмора и какого-то юношеского задора. Создавалось впечатление, что он не читает произведение, а ведёт доверительную беседу. Высокий, стройный, удивительно обаятельный, он умел с первых слов очаровать, покорить всех.

Однако, как бы ни разнились голоса людей, как бы ни различалась их манера интонировать свою речь, есть какие-то общие для всех интонационные правила, есть типичные интонационные конструкции. Иначе невозможно было бы общаться, невозможно было бы понять друг друга.

Семь интонационных конструкций

Когда с вами говорят, то как вы узнаёте, что вас о чем-то спрашивают?
Не задумывались над этим?
Ведь всё кажется очень просто. А просто ли?
Давайте разберёмся.
Представьте: вам передали записку. В ней написано: «Мы пойдём завтра на речку», но никакого знака препинания в конце предложения нет. Как в таком случае понять, то ли приглашают, то ли спрашивают? Если спрашивают, то о чем? О том, кто пойдёт или куда пойдёт, а может быть, когда пойдёт? Но если написавший произнесёт это предложение вслух, по интонации сразу можно понять, повествует он или спрашивает. И о чем спрашивает. Отсюда можно заключить, что в языке существуют определённые типы интонации. И удивительно то, что ни до школы, ни в школе интонации специально не обучают, а все мы, говорящие по-русски, умеем пользоваться ею.

Знание интонации для говорящего можно считать врождённым навыком.
Понятно, конечно, что лингвисты, которые занимаются фонетикой, исследуют интонацию, особенно её синтаксическую функцию. В этом должен разбираться и каждый, кто заинтересован в успехе своего выступления, т.е. понять, что происходит с тоном голоса, как он изменяется, каков его интонационный рисунок при произнесении повествовательных и вопросительных предложений. Но прежде, чем говорить об этом, необходимо сделать несколько уточнений.
Повествовательные и вопросительные предложения сами по себе могут иметь различную интонацию. Все зависит от того, что они выражают: удивление, неуверенность, предположительность, несогласие или просто говорящий не понял и переспрашивает. Это свидетельствует о разнообразии и богатстве русской интонации, но соответственно и усложняет её изучение.
Возникает ещё один вопрос: неужели во всех случаях характер предложения, т.е. повествовательное оно или вопросительное, определяется только интонацией? Или в русском языке есть наряду с интонацией какие-то дополнительные средства?
Чтобы ответить на поставленный вопрос, сравним две онегинские строфы. В них умышленно в конце некоторых фраз или их частей вместо знаков препинания поставлены круглые скобки. Постарайтесь определить, в каких случаях безошибочно угадывается вопросительное это или повествовательное предложение и что подсказывает, с какой интонацией его следует произнести?
две онегинские строфы А. С. Пушкин
Убедились, что при отсутствии знаков препинания не всегда легко определить, с какой интонацией следует произнести текст?
В первой онегинской строфе частица ли, вопросительные слова что, зачем, не потому ль служат ориентирами, требуют вопросительного знака в конце предложения. Во второй строфе только логика изложения может подсказать интонацию и тут можно ошибиться. Если предположить, что А. С. Пушкин, задав вопрос «В глуши что делать в эту пору?», советует гулять, скакать верхом в степи суровой, читать, тогда это повествовательные предложения и на месте скобок ставятся точки.
У А. С. Пушкина стоят не точки, а вопросительные знаки. Это вопросы-переспросы, вопросы, выражающие удивление. Вот как можно распространить текст, восполнив пропущенное, но подразумеваемое:
— В глуши что делать в эту пору? — Можно гулять. — Гулять? — Можно скакать верхом. — Скакать верхом в степи суровой?
Характер интонации, как видите, определяется замыслом пишущего или говорящего.
При всем разнообразии интонаций их можно объединить в наиболее характерные для русского языка типы. Для этого прежде всего необходимо найти в выражении центр — основной ударный слог. Например, во фразе «Мальчик взял книгу» примем за центр слово взял. Все, что находится перед центром, называется предцентровой частью, а то, что после центра — постцентровой.
Предцентровая, центр и постцентровая часть образуют интонационную конструкцию ИК — (произносится ИКа).

Не обязательно все составляющие интонационную конструкцию должны быть представлены в речевом такте. Например:
Вечер! Где? Здесь. ИК этих фраз состоит из одного центра.
Вечер наступил. Где книга? Здесь лежит. — ИК имеет центр и постцентровую часть.
Вот и вечер. Книга где? Лежит здесь. — ИК состоит из предцентровой части и центра.

Есть ещё одна особенность, которую также необходимо учитывать, когда определяется тип интонации, в результате чего изменяется структура ИК. Например, если интонационно выделить первое слово, тогда оно будет центром, а остальные слова образуют постцентровую часть. Если же интонационно подчёркивается последнее слово, тогда предложение состоит из центра и предцентровой части. Пример: Толик взял книгу и Толик взял книгу.
Для определения типа ИК важно также различать, как изменяется основной тон: повышается он или понижается.

Тон произнесения гласных может быть ровным, нисходящим, восходящим, нисходяще-восходящим, восходяще-нисходящим. По изменению тона можно судить о цели высказывания и о субъективном к нему отношении говорящего.
В русском языке выделяется семь типов ИК, а одну и ту же мысль можно выразить по-разному.
Это показывает, какими возможностями обладает звучащая речь, когда только благодаря интонации передаётся столько различных оттенков мысли. Если же учесть, что предложение можно произнести с различной эмоциональной окраской (сочувствуя, сожалея, негодуя, восторгаясь), то количество вариантов высказывания значительно увеличится.

Назначение интонации

Интонация играет значительную роль в устной речи.
Простое слово «здравствуйте», — пишет И. Андроников в статье «Слово написанное и слово сказанное», можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов. А написать? Для этого понадобится на одно «здравствуйте» несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово.
Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены
Интонация передаёт смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.
Интонация отличает устную речь от письменной, делает её богаче, выразительнее, придаёт ей неповторимый, индивидуальный характер.
Известен, например, такой случай. Академик А. Е. Ферсман, минеролог, один из основоположников геохимии, делал доклад о Дмитрии Ивановиче Менделееве. Процитируем академика Б. М. Кедрова, присутствовавшего на этом докладе:
цитата академика Б. М. Кедрова
О том, что интонация отличает устную речь от письменной, пишет учёный-лингвист А. Б. Шапиро:
…в устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т.п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте уже по одному тому, что для этого потребовалось бы огромное количество разнообразных знаков, — наверное, не меньше, а возможно и больше, чем их требуется для музыкальных текстов.

Необходимо сказать и о синтаксической функции интонации.
Она указывает:
— конец фразы,
— её законченность или незаконченность;
— к какому типу относится предложение, содержит оно вопрос, восклицание или повествование.
В письменной речи о синтаксической роли интонации вы сможете узнать по знакам препинания на следующей странице.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Акустические компоненты интонация".

Войти, чтобы написать отзыв.

Свежие комментарии
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Россия, Самарская обл.

Skype: sega7177

О сайте

Материалы сайта предоставлены некоммерческой и не политической системой, а с целью распространения древних и современных систем знаний, раскрывающих интегральную, основополагающую систему законов, определяющих события и тенденции развития нашего современного мира.©. По всем вопросам или сотрудничеству обращайтесь к администратору сайта через форму обратной связи.